«LETAY»: «Я бы поддержал космическую экспансию и заселение пустых планет!»

«LETAY» – сольный проект харьковского музыканта Ильи Резникова, в котором он автор текстов, музыки, аранжировщик и вокалист. В начале своего творческого пути, в 2010 году, Илья с друзьями создал группу под названием «We Are!!», исполняющую брит- поп и инди-рок на английском языке. Вскоре она прекратила свое существование (успев выпустить один альбом), а в конце декабря 2016 года уже вышел альбом «Вітер без пилу» с новыми экспериментами и под новым названием – «LETAY».
Проект дважды принимал участие в Нацотборе на «Евровидение». В 2017 году песня «Світ чекає» (в специальной англо-украинской версии) была отобрана Константином Меладзе в полуфинал, а ее студийный вариант стал музыкальной визитной карточкой шоу «Нового канала» «Топ-модель по-украински». Два года спустя на той же сцене группа феерично представила конкурсную песню «Мила моя» с ярким номером в стиле цирка.
Песни Ильи, совмещающие приятные мелодии и лирику, и стилистически находящиеся на стыке нескольких жанров, уже успели побывать в активной ротации на отечественных радиостанциях, стать саундтреками к фильмам и отметиться выступлениями на масштабных фестивалях «LESYA GRAND FEST», «ATLAS WEEKEND» и «БАНДЕРШТАТ».
В настоящий момент делами проекта занимается известный продюсер Виталий Климов, «LETAY» сотрудничает с компанией «Lavina Music» и регулярно выпускает успешные синглы.
О новом лирик-видео и грядущем альбоме, о взглядах на современную музыку и продвижении собственного творчества музыкант рассказал в новом интервью для Svitnov.com.
Первый вопрос неизбежно связан с названиями вашего проекта. Первоначально группой «We Are!!» вы заявили о себе на большой сцене, а проект «LETAY», как я понимаю, уже стал трансляцией свободы самовыражения. Для того чтобы летать, не обязательно иметь крылья, но обязательно – иметь желание взлететь… В какой момент у вас, как у музыканта, появилось это чувство – «чувство полета»?
Чувство полета, к сожалению, состояние не постоянное – оно то появляется, то исчезает. У меня, как у музыканта, такое состояние бывает, когда сочинил новую песню. Или люди на концерте знают слова и поют вместе со мной. Или даже услышал композицию другого исполнителя, а она тебя вдохновила и унесла куда-то. Жизнь все время ставит новые задачи, которые заставляют вернуться на землю. Ты просто работаешь, а это ощущение полета время от времени повторяется.
Бывает так: собирается коллектив из отменных музыкантов, все они круто звучат по отдельности, но общего звучания нет. Расскажите об участниках вашей группы: кто они, как вы объединились, как нашли свой саунд и в чем эта «химия» взаимодействия между вами?
Сейчас, кроме меня, на сцену выходят четыре человека – барабанщик Андрей Дорош, клавишница Ририко Мацумото и две бэк-вокалистки: Даяна Кравцова и Яна Скибюк. «LETAY» – это звук, который создаю я: пишу песни и делаю к ним аранжировки. К такому звучанию пришел просто – делаю от души то, что меня заводит. Я нашел музыкантов, которым нравится то, что я делаю, и которые хотят быть частью «LETAY». Безусловно, я ответственен за то, чтобы эта «химия» работала. Если что-то на репетиции звучит не так, я нахожу причину, и мы пытаемся ее устранить. Очень жду, когда мы снова все вместе выйдем на сцену.
Знаю, что в будущем году вы планируете выпустить альбом. Предыдущий сочетал в себе разные жанры и три языка исполнения. Как идет работа над новым материалом, можете ли вы на данном этапе приоткрыть на что-то занавес?
У меня постоянно появляются новые песни, так что материала набралось уже на альбом, а может – и на два. Последний – это в основном песни из моего предыдущего проекта (група «We Are!!», – прим. автора), которые я написал в разное время, и которые до этого не были выпущены в альбоме. Поэтому альбом получился пестрый – то ли подытожил этап творчества, то ли начал новый. По сути, на концертах «LETAY» звучат только песни «Світ Чекає» и «Вітер без пилу». Там есть еще композиция, которую я написал на слова своего отца Бориса Резникова – «Здравствуй осень, до свидания», и я вообще ни разу не исполнял ее на концертах. Песни в новом альбоме (или просто новые синглы) будут продолжением «Кохайтесь», «Світ чекає», «Мила моя», «Ми вільні», «Лицарю личить сталь»… Часть из них уже проверялась на «прочность» на концертах.
В современном мире альбом, как творческая единица, заметно начинает себя изживать, а люди больше мыслят плей-листами. На ваш взгляд, зачем готовить полноформатный диск, если можно выкладывать видео с песнями на YouTube и выпускать синглы?
Я вижу альбом скорее как сборник – выпустил энное количество синглов с видео на YouTube, а потом подытожил все это сборником. Конечно, на нем должны быть новые песни, иначе совсем не интересно.
Ваш свежий сингл «Ми вільні» был представлен как раз в период, когда пандемия коронавируса всем ограничила свободу. В релизе сказано, что это не специальный ход: «песня стала созвучной со временем каким-то мистическим образом». То есть вы верите в то, что существует нечто потустороннее? А бывали еще подобные случаи в жизни?
Я не берусь утверждать, есть ли что-то потустороннее или нет. У меня бывают похожие совпадения, и, наверное, даже чаще, чем я замечаю. Жизнь в нашей Вселенной вообще удивительная штука, в которой происходят просто сумасшедшие вещи, так что подобные совпадения – мелочь. Я верю, что по эту сторону существует достаточно чудес, чтобы не копаться в потустороннем.
Расскажите о работе над клипом на песню «Ми вільні». Как появилась идея этого
видео, как чувствовали себя в отснятых локациях, и как, в целом, работалось с
режиссером и клипмейкером Максимом Ксендой.
Идею Макса для лирик-видео по ходу разработки дополнил еще Виталий Климов, менеджер «LETAY». Мне сразу понравилась идея сочетания слов «ми вільні» и смирительной рубашки в кадре. Аллюзии возникали многообещающие. Плюс ко всему в этом лирик-видео применены уникальные аналоговые титры – бинт, на котором написаны слова, крутили вручную во время съемки. Снимали цельным кадром, так что не сразу совпало все что нужно. К счастью, успели до того, как солнце село.
Локация была всего одна, и поначалу я чувствовал себя не очень – у меня был бронхит, температура, и доктор вообще советовал побыть дома. Но у всех совпала именно эта дата, и мы приняли решение не переносить. Потом увлекся съемкой и даже согрелся (в то время еще было прохладно). Работать с Максимом Ксендой здорово – чувствуется, что он знает, что делает. В перерывах он все фотографировал своими фотоаппаратами – все пленочные, и их три штуки. Я потом подписался на его Instagram, мне очень нравится его фотовзгляд.
Судя по информации, сопутствующей изданию релизов «LETAY», вы, чем дальше, тем больше самостоятельно продюсируете собственные треки. Это ситуативная производственная необходимость или вы чувствуете себя продюсером?
Как ни странно, я просто вернулся к тому, с чего начинал в музыке. Все началось на первом курсе университета, у меня в комнате, когда я начал осваивать первую виртуальную студию и писать демозаписи для разговоров в скайпе. Чуть позже мой друг занял мне денег на первую звуковую карту, а все друзья на мой День рождения скинулись на нормальный микрофон. Я стал писать свои первые демки, и благодаря одной из них познакомился с британским саунд-продюсером Энди Томсоном, который впоследствии записал целый альбом в моем первом проекте - группе «We Are!!». Самая известная песня называется “Better Not to See You” (позже я написал украинскую версию – «В нас немає шансів», она есть в первом альбоме «LETAY»). Тогда Энди привлекло, по его словам, настоящее британское звучание и минимальный акцент в моем произношении на английском.
Я всегда вначале делал демозаписи, но во времена «We Are!!» дорабатывал аранжировки с музыкантами – барабанщиком Андреем Панасюком и басистом Дмитрием Натаровым. Тогда мне нравилось рок-н-рольное живое настроение, которое удавалось добавить на репетициях. Возможно, я тогда еще искал, какую музыку хочу играть, или же поменялись вкусы. Сейчас мне больше нравится «спродюсированная» музыка, с большой долей электроники. С песни «Світ чекає» я снова вернулся к самостоятельному созданию аранжировок. Последнее время я продюсирую звучание от начала и до конца. Мне нравится продюсировать музыку, и не только себе - поэтому я часто пишу аранжировки другим артистам.
«Я всегда стараюсь быть искренним: если я поставлю себе цель написать песню конкретно о чем-то, у меня не получится. Что-то приходит в голову, я записываю – и получается песня» – ваши слова из одного интервью. А со временем и опытом подход к созданию песен не изменился? Вы делаете, что хотите в своем творчестве или все-таки есть какие-то ограничения, обусловленные вашей публикой, законами, которые существуют на рынке медиа?
Сейчас я делаю инди-поп музыку, так что можно считать, что андеграундом я не занимаюсь. Но это скорее не ограничение, а фокус внимания, направление мышления в данный момент. В целом подход тот же. Если песня не получается – то она не получается, и я ее не вымучиваю, а перехожу к следующей. Песня должна прийти сама – и музыка, и слова, вдохновленная чем-то или кем-то!
Во время Нацотборов на «Евровидение» кричащие заголовки о плагиатах уже стали обязательным атрибутом. Помнится, вашей конкурсной песне «Мила моя» приписывали сильное сходство с мелодией 7-й симфонии Бетховена. Как лично вы реагируете на это сравнение?
У меня вызвало удивление, но в принципе, как говорят, – «улыбнуло». Скажу честно, я специально послушал и не нашел сходства. Но сами по себе такие претензии – это хорошо, это говорит об известности песни.
Известно, что творческие люди очень эмоциональны, их настроение часто зависит от погоды или от того, что было съедено на завтрак. Что может поднять вам настроение, а что – вывести из себя?
От погоды я иногда завишу физически – с детства страдаю периодическими головными болями. Хорошая еда, безусловно, поднимает настроение, об этом классно сказано у Джерома в «Трое в лодке, не считая собаки». У меня быстрый обмен веществ, и я могу впасть в уныние, или даже заболит голова, если вовремя что-то не съесть. Поэтому всегда ношу с собой что-то для перекуса. Мои близкие поднимают мне настроение, а еще есть пес, который всегда готов составить компанию в небольшом путешествии. Я, правда, эмоциональный человек, но я сам стараюсь управлять настроением, а не давать ему управлять собой!
«LETAY» практически не использует такой важный современный инструмент продвижения как «хайп», не инициирует немузыкальные «инфоповоды», пожалуй, не считая музыкальной видеошутки с собакой... С чем это связано - вы считаете, что самой музыки достаточно для того, чтобы аудитория почувствовала вашу идеологию?
Это мое большое упущение, и я это осознаю! Я вижу, как люди становятся популярными, используя, к примеру, TikTok, но не могу заставить себя стать частью этого. Быть может, причина в лени, а, возможно, в том, что я интроверт, или же просто старомоден. Я не могу быть в социальных сетях постоянно: бывает на меня «накатывает», и я что-то пишу каждый день, но в основном, не захожу туда неделями. Я не люблю переписываться, разве что по работе. Мне приятнее личное общение или по телефону. Я понимаю на 100%, что это важно, что одной музыки недостаточно, чтобы люди ее услышали в современном мире. «Правильный» SMM-щик должен не только помогать артисту быть «онлайн», но и хорошо понимать его – мне кажется, это не механическая работа.
Что вам импонирует, а что – огорчает в сегодняшней украинской музыке? Кого из
артистов можете назвать своими друзьями?
Я закрытый человек в личной жизни, так что общаюсь мало, но есть артисты, с которыми я в хороших отношениях. Не хочется называть, чтобы кого-нибудь не пропустить. Радует, с моей субъективной точки зрения, хорошая музыка, которая появляется и становится популярной. Могло бы огорчать «говно», оно тоже, по моему личному мнению, появляется, но с другой стороны – мы живем в свободной стране. Печалит отсутствие нормального урегулирования роялти, над которым сейчас бьется Общественная организация «УААСП», которой наконец-то управляют сами авторы, но есть и те, кто не хочет снять какие-то «стоп-краны». А еще – хотелось бы, чтобы у людей в стране было больше денег, чтобы они привыкли легально покупать музыку, было больше концертов и посещение их вошло в культуру.
Расскажите о своем развитии: что вы читаете, что смотрите, чем интересуетесь,
помимо музыки?
Я с детства много читаю, прямо, как сейчас говорят, «проглатываю» книги, но часто быстро забываю о чем читал. Помню только впечатление, которое книга оставила. Люблю фантастику – она будоражит воображение, а еще хорошие драмы. Не знаю, насколько это меня развивает, но вдохновляет точно. Смотрю разное кино – от массового, для отвлечения, до серьезного. Иногда интересуюсь серьезными вещами – смотрю и читаю о том, что происходит в Украине и в мире, с интересом слежу за новыми научными и техническими достижениями.
А насколько важен для вас внешний вид? В жизни, на выступлениях…
На концерты я одеваюсь ярко, но просто. В жизни бывает, что ношу одну и ту же футболку и одни и те же джинсы, пока жена не заставит надеть что-нибудь другое.
Давайте под конец ударимся в абстракцию. Вы – президент мира, что сделаете
первым делом?
Раз есть президент мира, значит – люди наконец-то объединились. Если это так, то порадуюсь немного и поищу правильных людей в помощь, чтобы все не испортить. Буду защищать жизни, права и свободу людей. Я бы поддержал космическую экспансию и заселение пустых планет! Постарался бы, чтобы власть меня не испортила. Понаделал бы всяких полезных вещей, а потом проснулся (улыбается, –прим. автора).
А чем бы в реальности вы пожертвовали ради такой возможности?
За все нужно платить, поэтому я не вижу себя в политике. Не хочу платить ни своей совестью, ни личной безопасностью, ни безопасностью своих близких!
Читайте по теме: Группа "ФИОЛЕТ": "Если мы не сдались за последние десять лет, не сдадимся и сейчас!"
Автор: Алиса Марченко
Фотограф: Ирина Дубограй
Опросы

Жизнь Владимира Зеленского в комиксе «Political Power: Volodymyr Zelenskyy»
В США вышел комикс «Political Power: Volodymyr Zelenskyy», рассказывающий о жизни Владимира Зеленского

Kalush Orchestra победили на конкурсе Евровидение-2022
Украинская группа Kalush Orchestra победила в финале песенного конкурса Евровидения

Скончался режиссер Роман Виктюк
Народный артист Украины Роман Виктюк умер после заражения коронавирусом

Легенда кино Шон Коннери умер в возрасте 90 лет
Коннери стал эталоном воплощения на экране супергероя Джеймса Бонда.

Украинка получила награду Каннского кинофестиваля
Анимационная работа режиссера из Чернигова заняла второе место.

"Гражданин Топинамбур" представил сингл нового альбома. Видео
Сингл "Зла" войдет в шестой студийный альбом.

Франко изобразили на мурале во Львове
Рисунок нанесли на внешнюю подпорную стену возле Дома Франко.

В отношении Жерара Депардье возобновили дело по изнасилованию
20-летняя актриса обвиняет Депардье в изнасиловании и нападении.

Группа KAZKA сняла клип в Чернобыле. Видео
Клип стал частью проекта "Звуки Чернобыля".

В ЮНЕСКО раскрыли реальную цену искусства
Цель кампании - рассказать о катастрофических последствиях нелегальной торговли произведениями искусства.